Як школяру навчитися писати твори і перекази
Егор сегодня писал аж две работы, которые ему очень трудно давались еще месяц назад:
- сокращенный пересказ (стислий переказ)
- поиск ответов на вопросы по природоведению.
Обе работы имеют общий знаменатель — они обе требуют методичного подхода для выполнения. И ведь на самом деле, деятельность типа "research" мало в своей сути отличается от сочинительства. И то и другое — об умении формулировать мысли.
Пересказ вообще сегодня "зашёл" легко и ненапряжно. Егор потихоньку начал понимать принцип написания сочинений и пересказов, поэтому делюсь тем механизмом, который помог моему ребенку-логику все же научится самостоятельно писать творческие работы с достаточно уверенным результатом.
Сначала — основная мысль.
В классике учебников это называется "тема", но, на мой взгляд, лучше называть это именно "основной мыслью" - главным посланием работы, если хотите. И, наверное, самая сложная часть работы меня, как педагога, была в том, чтобы убедить Егора, что его мысли и послания важны.
К сожалению, Егор при переходе на ДО был уже убежден в тщетности и бесполезности выражать свои мысли — он всегда был в поиске "правильного" ответа, который он пытался угадать, не имея никакой связи с носителем этого "правильного". В его голове крутилось примерно такое:
"Мое мнение никого не интересует, вопрос глупый, я не хочу чтобы кто-то знал, что я думаю." => "Нужно ответить правильно и красиво, тогда от меня отцепятся" => "Это не имеет никакой ценности для меня" => "Отсидется, забить, не тратить время".
Это цитаты, кстати. Точные ответы от Егора на мои вопросы.
Самое главное (и самое сложное) - НЕ КРИТИКОВАТЬ. С ребенком важно именно РАЗГОВАРИВАТЬ.
Поэтому залог успеха: работаем с той основной мыслью, с которой ГОТОВ РАБОТАТЬ РЕБЕНОК. Забили на правильность. Хочет ребенок работать над темой "Дед Мороз - отстойный персонаж зимних сказок" — значит РАБОТАЕМ С НЕЙ.
Затем — план.
Смысл написания плана Егору был непонятен изначально. Все сочиения и пересказы, написанные "сразу" — имели структурированность примерно такую же, как имеет овсянная каша ("де ляпнуло — там і опинилося"). Так что планы первый месяц писала я (со слов Егора, конечно же. Не вместо него). И объясняла как работать с планом — я. Да и вообще все этапы написания сочинений делала Я, а Егор был если не наблюдателем, то довольно пассивным участником.
Но с другой стороны — если ребенок не умеет мыть посуду, мы же сначала ПОКАЗЫВАЕМ как ее мыть. А сочинения почему-то считается, что ребенок сам написать должен вот прям сразу. Ведь нет в школах такой активности, как "наблюдение за учителем, который пишет сочинение". :) А дажеесли учитель и показывает что нужно делать чтобы написать — может ли два-три объяснения гарантировать, что ребенок понял? Может вот этому конкретному Егору нужно пять-шесть раз объяснить? А вон тому конкретному Пете все десять раз итолько на сытый желудок? Вопрос риторический...
Сейчас планы Егор уже пишет сам. Смысл был найден в абзацах :) План, в нашем варианте, равно разбитие на абзацы. И каждый пункт плана - это основная мысль абзаца, которая помогает раскрыть основную мысль работы.
Жизнь зарождается со скелета.
У нас есть основная мысль, есть примерный план, по которому будем работать.... а как "работать" то? Все просто. Нам нужен костяк. Скелет. Кто и что сделал (отличный момент интеграции понятий "подлежащее" и "сказуемое"). Так и записываем: "он пошел, сделал, решил, осознал." Или "листья росли, желтели, трепетали, кружились, лежали и были заметены снегом". И так максимально плотненько по каждому абзацу.
Для первого-второго класса хватит и двух предложений на абзац, для четвертого Егор пишет 3-5 предложений. Точнее, на данном этапе, — костяков предложений.
Начинка — это самое запоминающееся.
В "начинку" относим классные, красивые, а самое главное — нравящиеся ребенку обороты речи, эпитеты, сравнения и синонемический арсенал. Это прямо готовые фразочки и словосочетания, характеристики героев, предметов, сравнения для природы, образы и всякие чудесатые вкусности. Это отдельный листик с записками и заметками. Чем неидеальнее выглядит — тем идеальнее. :)
А про "арсенал" хочу подробнее. Это небольшой подготовительный этап к последней редакции. Но делать его стоит еще до написания первого черновика. Это означает выбрать главных действующих персонажей или объекты повествования и собрать максимальное количество синонимов для названия этих персонажей или объектов в тексте.
Хлопець - хлопчик - хлопцисько - він - парубок - розбишака - розумник - ....и так далее.
Конечно же это для того, чтобы ребенок просто выбирал подлежащие и было поменьше повторов (которые все равно будут и много).
Первый черновик
Сразу скажу - он может быть и последним. :) Но пока у Егора, он обычно именно "первый". Костяк текста в форме "подлежащее-сказуемое" выглядит многообещающе, и на этом этапе начиняется всем самым вкусным, что мы заготовили на прошлом этапе: эпитеты, сравнения и разные другие витаминки языка. Сейчас — это самый любимый этап у Егора. И мой самый любимый не только сейчас — всегда :) Тут можно и нужно править план, костяк и придумывать новые обороты. Творчество в чистом виде и (что уникально) пока без правок и редакций.
Лучше всего писать этот черновик карандашом. Исправлять будет сильно проще и безболезненнее. Была ошибка — и уже нет.
Пишем что хотим, но придерживаемся плана. Если план хочется исправить — правим план, переписываем его и придерживаемся уже нового плана. :)
На этом этапе может поменяться вообще все: начиная от жанра теста, заканчивая основным месаджем.
Второй черновик
А вот тут начинается чистка. (Егор отзывается об этом этапе как "бееее" и иногда как "фууу")
Тут:
1) исправляются ошибки (гугл, словарь и мама - в помощь школьникам)
2) отслеживаются повторы слов и обводятся карандашиком (или сразу исправляются).
3) вычитывается текст целиком и вслух - есть ли связь между предложениями? абзацами? Донесена ли главная мысль текста? Легко ли читать? Может разбить длинные обороты на более простые? Может несколько простых предложений объединить?
Конечно же сейчас эта работа проходит со мной вместе. Но абсолютно вся работа еще два месяца назад проходила со мной вместе. А сейчас — только эта. :) Довольно неплохой результат :)
Чистовик
Переписываем неспеша, с расстановкой и не отвлекаясь. Чтобы это обеспечить, обычно нужен перерыв в работе между вторым черновиком и чистовиком (печенье, сладкий чай и яблочки — нет... все же вот это самый любимый этап у Егора) :)
Егор частенько на чистовик переносит еще более измененный текст, уже не такой как на втором черновике. И я это приветствую — это шлифует мысль, делает ее более точной и глубокой.
***
Могу точно сказать — сейчас Егор любой своей работой по такому алгоритму заслужено гордится. Ну и правда... респект и уважуха пройти все эти круги ада этапы — ведь это действительно означает поработать. :)
No comments:
Post a Comment