Я не знаю, есть ли в современной школе включенное в программу обучение ведению диспутов и дискуссий, но изучение языковых искусств (literally - Language Arts) в Монтессори начинается именно с этого.
Многие годы я тренировала навыки позитивного ведения диалога - это небольшая, но основная часть НЛП-практика, которая называется "фокусы языка" (от слова "фокусироваться", а не "следите за руками"). Именно там в том числе изучается форма "сендвича" для обратной связи, парафраз и активное слушание. И это реально годы сфокусированной практики, пока эти методики не войдут в естесственную форму общения.
Мы даже с М. поспорили - входит ли дискуссия и дебаты (как навыки) в изучение языков? Я убежденна, что это обязательно. Т.к. сама цель языка, сама его суть - это обмен информацией.
Развился язык только потому, что людям жизненно необходимо сообщать друг другу факты, мысли и теории - т.е. информацию. И язык не может существовать без коммуникации. Его цель - именно в диалоге. А дальше уже этот диалог меняет формы: это может быть книга, выступение на TED Talks, сочинение, разговор дома за чаем или вот этот блог. Даже монолог - это форма диалога с самим собой.
М. же считал, что диалог и его виды не являются частью изучения языка. Что изучить язык - это уметь писать без ошибок. Я же считаю, что этого слишком мало...
А вы как думаете? Нужно ли изучать дебаты и диспуты в школе на протяжении всего обучения, регулярно практикуясь? Или того уровня, который дает школа сейчас достаточно для знания языка?
Многие годы я тренировала навыки позитивного ведения диалога - это небольшая, но основная часть НЛП-практика, которая называется "фокусы языка" (от слова "фокусироваться", а не "следите за руками"). Именно там в том числе изучается форма "сендвича" для обратной связи, парафраз и активное слушание. И это реально годы сфокусированной практики, пока эти методики не войдут в естесственную форму общения.
Если вам интересно почитать чуть больше про НЛП - я написала 4 статьи на тему "Управление состояниями". Первая статья - тутИ тут - читая про Language Arts - я узнаю, что все эти методики уже очень давно составляют ядро коммуникации у Монтессори детей. Наверное, хорошие школы Америки и Европы тоже обучают ведению дискуссий и умению слушать и слышать собеседника (по крайней мере, там точно есть дискуссионные клубы - как факультативы, куда можно записаться прямо в школе). У нас же, даже если и есть подобные клубы - то 1) их мало и 2) обычно они организовываются без глубокой проработки теории - поверхностно и зачастую для галочки.
А ведь для эффективной дискусии необходимо использовать фокусы языка - как дышать. Легко и непринужденно.
М. же считал, что диалог и его виды не являются частью изучения языка. Что изучить язык - это уметь писать без ошибок. Я же считаю, что этого слишком мало...
No comments:
Post a Comment