Friday, 12 September 2014

Управление состояниями - Об ожиданиях и фильтрах восприятия

Легкие выводы из упражнения по Джону Грею (упражнение тут).

Спасибо всем, кто не поленился и проделал-таки это упражнение. А теперь давайте попробуем рассмотреть собственную реакцию исходя из модели: ожидание - стимул - мысли\эмоции\ощущения - реакция.

1. Вы тысячу раз говорили ребенку не играть в мяч около этой вазы

Мои ожидания: ребенок запомнил, что около вазы играть не стоит и не будет этого делать.
Стимул: ваза разбита
Мысли\эмоции\ощущения: тут могут быть вариации на тему начиная от "как ты мог меня ослушаться?", закачивая "я чувствую себя ничего не значащей, раз меня не слушают" (еще раз - это МЫСЛИ и ОЩУЩЕНИЯ, а не то, что произносится вслух!)
Реакция: может быть очень разной в зависимости от воспитания и мировоззрения мамы.

Вот примерно так. И разница между всеми приведенными случаями в основном именно в ожиданиях. Особенно интересно разбирать случаи, где самой жизнью разрушаются самые надежные ожидания (как в 5. На проверку ваза оказалась дешевой подделкой). :)

Знаете какой один из наиболее эффективных способов изменить свою реакцию? Изменить собственные ожидания! А точнее ту самую фразу, исходя из которой анализируется вся следующая ситуация. Ведь, если хорошо подумать, ребенок не обязан полностью подчиняться. Он может это сделать, а может и не сделать. И еще не факт, что он вообще помнит о просьбе мамы! 

В таком случае, я бы сначала подумала "а почему это я решила, что он должен выполнить мою просьбу? ...или что он вообще о ней помнит?"... и после вот такой постановки вопроса с очень большой долей вероятности, мама будет способна не входить в свои злость и расстройство с головой, а трезво решать проблему. 

Кстати, есть и еще один нюанс. На деле оказывается, что наша высшая нервная деятельность (мысли\эмоции\ощущения) больше связаны именно с ожиданиями, чем с самим стимулом. Ожидание "затачивает" мысли под определенную тему. Если мы ожиданием от ребенка вежливости, а он ее не проявляет, то мы обращаем внимание на отсутствие вежливости, а не на то, что ребенок сегодня очень спокойно себя ведет и совершенно не беспокоит маму. Называется это "умным" языком: фильтр восприятия. 

Таких фильтров в нашей жизни множество. "Все мужики - козлы" тот еще фильтр! :) Не замечали, что женщины с таким убеждением почему-то находят именно таких "козлов", а на хороших мужчин не обращают внимания? ;) Попробуйте найти у себя в жизни такие фильтры. ;) Достаточно поискать среди своих самых твердых убеждений.

Кстати, фильтры могут быть очень даже полезны, если они "заточены" на позитив. У человека с хорошим настроением - всегда хорошая погода, а у счастливого человека - сами собой находятся все новые причины для счастья. :)





И еще. Чтобы избежать напрасных споров (например на тему "ребенок обязан слушаться маму"), хочу напомнить, что целью этих статей является ответ на вопрос "что делать, если я уже злюсь и теряю контроль над собой". Кусание кулака и битье головой об стену лишь показывает бессилие перед собственными эмоциями. Я рассказываю, как с помощью элементарных психологических методик можно привести себя в порядок и действовать уже с трезвой головой.

No comments:

Post a Comment