Friday, 12 September 2014

Управление состояниями - Слово о контроле и причинах изменений состояния

В определении "контроль своего состояния" (тут) одним из самых важных пунктов является пункт 4. "Я могу определить хочу я менять свое состояние или оно максимально эффективно в данной ситуации". Само возникновение состояния не является показателем умею ли я контролировать свои эмоции. Мы все живые люди, и у всех возникают различные эмоции в различных обстоятельствах. Показателем, что я умею контролировать свое состояние явлется ответ на вопрос: "хочу ли я сейчас находится в тех эмоциях, которые я испытываю". И чем больше ситуаций, в которых я могу однозначно ответить на этот вопрос "да", тем с большей уверенностью я могу сказать, что я умею управлять своим состоянием.

Упражнение 2. В момент, когда ты испытываешь сильные эмоции, после того как ты отследишь эмоцию и назовешь ее ВСЛУХ (ну или запишешь на бумаге), задай себе вопрос: "ХОЧУ ЛИ я сейчас испытывать те эмоции, которые испытываю?". Как только ответишь на него, обрати внимание как именно изменилось твое состояние и изменилось ли.

Почему же наше состояние меняется?
Для начала разберемся с тем, какие бывают стимулы в поведенческой модели "стимул-->реакция".

1) условные рефлексы без мыслительной составляющей. Обычно - очень мощные, случайно приобретенные (как правило в детстве). Стимул-реакция в чистом виде. В эту же группу можно отнести приобретенные наркотические зависимости. На стимул вырабатываются гормоны, которые и вызывают эмоции. Мыслительная деятельность отреагировать не успевает. (Из подворотни вылетает большая лающая собака. Мгновенное чувство страха и желание убежать)
2) базовые стимулы. У среднестатистического человека есть жизненная необходимость в: территории, творчестве, сне, сексе, здоровье, еде-воде. В случае нехватки чего-либо из этого перечня, обычно человек испытывает очень сильный дискомфорт.
3) реакции основанные на мышлении. (Я подумала, что он после работы не обратил на меня внимание потому что я ему безразлична. Возникает чувство одиночества, раздражение, злость). Тут действует цепочка "стимул-->мышление-->реакция". Над этим-то и поработаем. :)

Реакция на стимул может быть вызвала одним из трех составляющих (или двумя или тремя сразу): мысли, ощущения, эмоции. Но, кажется, мы забыли о еще одном немаловажном факторе: об ожидании.

Т.е. итоговая цепочка будет выглядеть так:

    

Рассмотрим пример из Джона Грея. Ребенок роняет очень ценную и дорогую вазу, та падает и разбивается.
Отследите свои ожидания и мысли в каждом из нижеследующих случаев. Какова будет ваша реакция?
1. Вы тысячу раз говорили ребенку не играть в мяч около этой вазы
2. Вы сами сняли ее из безопасного места, поскольку ждали гостей и хотели, чтобы такая красивая вещь была на виду.
3. Ее разбил не ваш ребенок, а ребенок-инвалид, пришедший в гости.
4. Вы разрешили своему ребенку играть в этой комнате с мячом, хотя раньше никогда такого не делали.
5. На проверку ваза оказалась дешевой подделкой
6. Ваза стояла в самом безопасном месте в квартире, но ребенок специально залез туда и случайно ее разбил.
7. Ваш ребенок специально ее разбил, зная как она вам дорога, чтобы отомстить за что-то.

Ну и в завершение небольшая история.

Однажды папа одной маленькой девочки обнаружил, что его дочка из всей оберточной бумаги, которая имелась дома, выбрала и использовала рулон самой дорогой и красивой для своих поделок. Он увидел лишь мелкие обрезки. Он позвал дочку и начал ее ругать: "Ну почему ты не могла взять любую другую бумагу? Зачем ты взяла самую хорошую и дорогую?". Дочка сквозь слезы начала оправдываться: "Папа! Я делала тебе подарок! Я хотела, чтобы он был завернут в самое хорошее и сделан из самого лучшего!". Папа от таких слов растаял и злоба прошла. Через некоторое время у папы наступил день Рождения. И дочка торжественно подарила папе большую коробку, обернутую той самой дорогой бумагой. Папа с нетерпением разорвал обертку, открыл коробку, но та оказалась пуста. Папа совершенно расстроился и начал журить дочку за отсутствие подарка: "Ну как так можно? Зачем ты вообще притащила эту пустую коробку?! Лучше бы ты вообще ничего не дарила!"... на что дочка сквозь слезы прощебетала:

"Папа! Эта коробка не пустая! Я для тебя наполнила ее своими поцелуями и любовью!"...




Напомню, что на текущий момент у вас есть задания:
- называть свои самые сильные эмоции и отслеживать что с ними происходит после того, как им дали имя
- отвечать на вопрос "хочу ли я сейчас находится в той эмоции, которую испытываю" и отслеживать что происходит с эмоцией после ответа на этот вопрос
- выполнить упражнение Джона Грея (лучше - письменно).

В качестве призового задания - попробуйте отследить свои ожидания в случае, если вдруг начинаете испытывать негатив. Чего ждали и что получили?

Жду ваших ответов. Пока не отпишется хотя бы человек 10, дальше не едем. :)

No comments:

Post a Comment