Wednesday, 20 February 2019

Комплексно-волновой урок Михаила Казиника

Если с вами заговорит гениальный человек - как быстро вы поймете, что говорите с гением? У Баха и Ван Гога, например, не сложилось спонимаем их гениальности... их среди их поколений оценивали никак, в лучшем случае. Но когда попадаешь в поле действия голоса или скрипки Михаила Казиника - находишь в нем гениальное быстро, легко, и ничего не можешь сделать со своим расползающимся в улыбку лицом. :)

Image result for казиник



15-17 февраля в Киеве проходил семинар Михаила Казиника "Школа будущего", на который мне удалось попасть, за что благодарю Вселенную. :) Сегодня уже 20ое, эмоции и восторги улеглись и теперь я могу взвешено и более-менее спокойно описать и записать основные мысли.

Для начала, если вы вдруг не знаете кто такой этот Казиник - я рекомендую посмотреть хотя бы его выступление на ТЕД:


Школа прошлого - это разрозненные знания, отсутствие в головах детей междисциплинарных связей. Например, когда сила Кориолиса никак не связана с движением облаков. (А ведь связь прямая! На столько прямая, что я сейчас не понимаю, как вообще можно объяснять суть этой силы без объяснения почему облака в северном полушарии закручиваются против часовой стрелки... и без эксперимента с раскручиванием каждого ученика класса.).

Школа прошлого - нудная, странная, непонятная, давящая.... да что я тут объясняю? Мы все в большей или меньшей степени понимаем суть совковой системы образования, где ребенку не дают возможности быть ребенком, двигаться, фантазировать, щупать и исследовать.

И Михаил Семенович предлагает комплексно-волновой урок, как связь всех предметов, как мета-предмет. Темой комплексно-волнового урока (КВУ) может быть любой объект, явление или термин общего назначения.

Например, слово "яблоко".

Вокруг темы КВУ со всех сторон строятся уроки разных дисциплин. Например, для яблока:


  • Биология (строение цветка, форма плода, тип дерева, классификация, способы размножения и т.д.)
  • История, мифология (яблоко раздора, древний Рим, Олимп, боги, легенды, философские задачи - кому из всех богинь отдать яблоко и почему, какие последствия наших поступков и прочее), театрализованное представление мифа о яблоке раздора
  • Яблоко Ньютона, физика. (формулы, разговор о том кто такой гений - часто это тот, кто правильно формулирует вопросы, почему упало яблоко?)
  • География. Город "большого яблока" - Нью Йорк (манхэтен, история основания, сколько стоит манхэтен - это уже математика, небоскребы и т.д.); Алматы - яблочный город.
  • Яблоко как плод познания, библейские истории, разговоры о том, что такое грех, развитие мышления и способности рассуждать, дебаты и т.д.
  • Музыка: матросский танец "Яблочко". Сравнение матросских танцев разных эпох.
  • Математика: делимость. На сколько частей можно разделить яблоко? Дроби, лимиты, математическое понятие бесконечности. Догонит ли Ахилес черепаху? Понятие математического парадокса.
  • Золотое сечение в яблоке
и прочее, прочее, прочее. 

В понятии комплексно-волнового урока есть несколько принципиальных моментов.

Самый главный - это личность учителя. Он обязан быть забавным, свободным, парадоксальным, увлекающим за собой. У учителя должно быть много заготовок увлекательных проблем, рассказов, шуток, ассоциативно связанных с темой урока. Как только контакт с аудиторией потерян, как только ученики начинают "засыпать" - сразу достаем заготовку. ;) Ведь притяжение создается не к науке, а к тому какой был учитель, когда эту науку объяснял, каким он был собеседником. Учитель обязан забыть хмурое лицо.

Image result for actor on stage

Второй принципиальный момент - это музыка. Много музыки, много музыки на ассоциации. Музыка помогает сформировать настроение, переключить ум, расслабиться, напитаться энергией. Но очень важно слушателя к музыке готовить - объяснять обстоятельства написания, обращать внимание на настроение. И делать это все должен учитель живо, описывая живых людей, а не гениев на постаменте где-то в недосягаемой вышине. Чем проще, смешнее и тоньше - тем лучше :)
Music Group – Dundee

Третий принципиальный момент: речь. "Над голосом надо работать" © Михаил Семенович. Важно уметь владеть паузой и играть голосом. Эти два инструмента обеспечивают внимание. Учитель должен говорить акцентированным и ярким голосом. Важно так же повторять ключевые слова урока (можно их заранее выписать себе и повторять во время урока при удачном случае). Важно так же убрать "звуки работы мозга" - затянутые ЭЭЭ и МММ.... Можно вместо них говорить сначала слово, например, то же яблоко. Как только поймали себя на ЭЭЭ-каньи, то сразу же произносить слово "яблоко". :)

Image result for speech

Четвертый принцип: парадоксальное мышление и принцип остраннения (от слова "странный"). Парадокс - это залог внимания на уроке. Любой урок лучше всего начинать стемы связанной с темой урока лишь ассоциативно, тогда слушатель/ученик будет сразу в фокусе "как этот рассказ связан с темой урока?". Учитель обязан вести себя "странно" - необычно, ярко, театрализовано. Именно парадоксальность - это междисциплинарное, нобелевское, ассоциативное мышление, ведь большинство нобелевских премий последних лет получены на стыках наук. Ребенок в школе с гораздо большей охотой будет писать о том, как рама мыла маму - ведь это неожиданно и смешно. ;)

Image result for paradox

Комплексно-волновой урок может занимать от одного дня до нескольких недель, в зависимости от глубины и ширины проработки темы. И совсем необязательно всю школу вести исключительно в комплексно-волновых уроках. Вполне можно периодически останавливать привычное течение учебного времени и всем вместе - учителям и ученикам - создавать пространство ассоциации и междисциплинарного креатива. 

Идя в школу - важно настраиваться, что мы идем туда, где мы любим быть и с кем мы любим быть. Ведь мы обычно не любим не предмет, а учителя, который вел предмет в нудной или агрессивной манере.

Весь семинар о школе будущего был одним трехдневным комплексно-волновым уроком. С большим количеством живой музыки, эмоций, важных разговоров и юмора. Именно такой и должна быть школа.

Image result for beautiful schools

No comments:

Post a Comment